Квентин Тарантино из тех людей, которые не полезут за словом в
карман. Особенно если разговор заходит о кино. Именно кино сделало из
Тарантино то, что он представляет на сегодня. А именно – одного из
немногих режиссеров, которые еще могут по-настоящему удивить.
Гангстерский триллер «Криминальное чтиво», кровавый эпос «Убить Билла»,
настоящая мясорубка в «Доказательстве смерти». И вот теперь – новый
триллер «Бесславные ублюдки». Казалось бы, Вторая мировая война, что
можно сказать нового? Но тарантиновская история национального
сопротивления в оккупированной Франции с поисками его лидеров нацистами
закончится настолько неожиданно, что даже скептически настроенный
зритель примет такой ход событий
– Мистер Тарантино, вообще-то у вас получился
шпионский триллер, причем довольно пугающий, а не военная драма. Вы
сами как на свой фильм смотрите?
– Ну это же мой фильм. Конечно, для меня эффект
триллера несколько теряется. Потому что я знаю о нем все – что
произойдет сейчас и как я добился именно этого эффекта… Так что нет,
вряд ли меня пробрало до дрожи, как должно быть в триллере, но,
наверное, вам виднее. А что вас так взволновало? Когда с немцев снимают
скальп? Сам процесс? Вообще я и сам люблю такие фильмы – когда дыхание
перехватывает и даже дрожать начинаешь от волнения. Но я не показатель,
конечно, потому что я лучшая аудитория для любой картины. – И какой фильм заставил вас здорово поволноваться?
– «Рестлер» Дарена Аронофски. Все эти его штуки –
с кнопками, колючей проволокой и прочим были для меня по-настоящему
мучительными, будто со мной все это происходит. Может быть, нечто
подобное испытали и вы во время сцены скальпирования. Для меня же как
режиссера там было две проблемы. Первая – что это все-таки пытка, это
живой, настоящий момент, когда ты просто не можешь не страдать. Вторая
– поймать момент. Именно конкретный момент, когда зритель начинает
сопереживать. – Продюсеры не просили вас изменить эту сцену из-за излишней жестокости?
– Нет. На самом деле вначале я хотел еще снять,
как немцам отрезают уши, но потом мы вырезали эту сцену. Вы знаете, для
меня насилие – часть развлечения, без которого не бывает кино.
Спрашивать меня о насилии все равно, что просить Винсента Минелли (знаменитый режиссер музыкальных комедий. – М. С.)
объяснить его музыкальные сцены. Это всего лишь один из
кинематографических инструментов и одна из самых смешных вещей на
свете. Я очень люблю насилие в кино. Это же весело! – Наверное, весело еще и потому, что вы всегда находите подходящую музыку даже для самых жутких сцен?
– Для меня музыка и кино идут рука об руку.
Первое, что делаю, когда сажусь писать сценарий, – это нахожу
подходящую музыку для начальных сцен. Я коллекционирую виниловые диски,
в моем доме под пластинки даже отведена отдельная комната. И вот я
отправляюсь туда, слушаю записи, ищу нужный ритм, потому что он задаст
ритм всему фильму, он скрепит его, и это очень важно. Вообще
подобранная верно музыка – это половина успеха картины. – Вы не раз говорили, что ваш фильм – это история мести…
– Да, но это такая фантазийная месть. Вам не
обязательно быть евреем, чтобы оказаться вовлеченным в эту историю,
если вы по крайней мере хоть немного знакомы с мифологией и
иконографией Второй мировой. Меня все время спрашивают: это сказка или
просто глупость? Не знаю, в любом случае мои персонажи никогда не
существовали на самом деле. Кто знает, если бы они были настоящими,
может, все так бы и случилось. А так – мы все знаем историю. - Очень часто в ваших фильмах мужчины – дьяволы, а женщины – ангелы, герои. Эта лента не исключение.
– Да, это действительно забавно. На самом деле
мне-то кажется, что во всех моих героях дуализм проявляется, в них
намешаны добро и зло, спутано плохое и хорошее. Я думаю, и в этом
фильме нет ни одного персонажа, который был бы абсолютным злом или
абсолютным добром и совершал бы только героические поступки, даже
включая девушек. Ну какая героиня из Дианы Крюгер? Она же двойной
шпион, немка шпионит на британскую разведку. С точки зрения немцев, она
предатель, что же здесь героического? Или, безусловно, вы повеселитесь,
увидев немца с бейсбольной битой. Но вы никак не сможете отрицать, что
он убивает людей. Единственный, кто лишен этой двойственности, – и я
сделал это намеренно – парень из немецкой таверны, который праздновал
рождение сына. В нем нет ничего такого – с одной стороны, с другой
стороны… – Кстати, в той сцене в таверне ваши герои едва начали стрелять, как сразу все умерли. Вы намеренно это сделали?
– О, да! Мне не хотелось, чтобы это выглядело как старый добрый вестерн (показывает, как медленно достает пистолет из кобуры, прицеливается и стреляет. – М. С.).
Мы снимали людей в маленькой комнате, и все эти люди одновременно
начинают стрелять. Понятно, что не успев начаться, перестрелка
заканчивается. Изначально я вообще хотел эту перестрелку снять одним
длинным планом, позже отказался от этой идеи, но все же не хотел, чтобы
сцена была похожа на балет. – Кажется, вы не хотели, и чтобы ваш фильм
был похож на прочие голливудские ленты из иностранной жизни? Ваши немцы
говорят по-немецки, французы – по-французски…
– Да, в американских фильмах часто так бывает –
будто попал на представление Королевского Шекспировского театра, где
англичане играют в Третий рейх. И того и гляди выйдет Кеннет Брана (популярный британский актер, прославившийся благодаря многочисленным экранизациям Шекспира. – М. С.) и заговорит на прекрасном английском.
Для меня главным аспектом с самого начала работы
над фильмом – и студия в данном вопросе проявила невиданную мудрость –
было то, что все персонажи должны говорить на своих языках. Немцев
должны играть немцы, американцев – американцы и так далее. Для меня
было абсолютно неприемлемо, чтобы мои герои говорили на английском с
немецким акцентом. Ну представьте себе, что в фильме о войне в Ираке
иракцы говорят по-английски. А еще лучше на британском английском. Это
же чушь! Для меня это такая же категория фальши, как сказать, что
Вторая мировая – это война наших отцов, а не наша. Кроме того, я
уверен, что во время Второй мировой ты просто не мог не понимать
немецкий, кем бы ты ни был: французом на оккупированной территории или
заключенным в концентрационном лагере. Для тебя немецкий язык был бы
все равно, что раздел между жизнью и смертью. –Кристоф Вальц, австриец, сыгравший
немецкого полковника, получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского
фестиваля. Вы вообще многих актеров сделали знаменитыми…
– Спасибо, это приятно слышать. Мне кажется,
главное тут в сценарии и в умении режиссера работать с актерами. А то,
знаете, бывают режиссеры, которые предоставляют актерам полную свободу.
Мои актеры точно знают, что от них требуется, – все это уже заложено в
сценарии, я отлично прописываю характеры.
– А как вы сами себя чувствуете в роли знаменитости?
– Несколько самонадеянно считать себя такой уж
знаменитостью. Да, мне нравится быть узнаваемым человеком, имеющим
некоторое влияние. У меня нет необходимости искать актеров, деньги,
студию. Уже сам по себе я достаточное доказательство качества. – А когда вы впервые поняли, что можете быть подобным доказательством?
– Еще за пять-семь лет до того, как я получил
возможность сделать первый свой фильм, знал, что у меня есть что
предложить. Не считал, что я какая-то редкость, но был уверен, у меня
есть талант, которого нет у других людей. Я смотрел кино и думал про
себя, что никогда бы не сделал так, будь у меня шанс что-то изменить в
этом фильме. Я не говорю, что это лучше или хуже. Когда впервые я
увидел ремейк Годара «На последнем дыхании» с Ричардом Гиром, понял,
что Джим Макбрайд, снявший этот фильм, знает то же, что знаю я. Когда
увидел «Русский дом» Фреда Скепси, понял, что этот режиссер нашел то,
что нужно мне, – структуру, он поделил фильм на главы. Ведь книга Джона
Ле Карре сама по себе довольно заурядна, но именно такая структура
сделала ее кинематографичной.
– Чрезвычайно кинематографичны были и нацистские пропагандистские фильмы, вы ведь и об этом рассказываете в своей картине…
– Да, все верно. Но в то же время именно кино
сгубило Третий рейх. И метафорически, и буквально. Ведь пленки, которые
сожгла Шошанна, спалили и театр, где шла премьера пропагандистского
фильма. В конечном итоге это вопрос силы кино.
– А за что вы можете ненавидеть кино?
– Не думаю, что могу ненавидеть кино. Но могу вам
сказать, что меня расстраивает. Меня расстраивает цифровое кино, для
меня 97 процентов его – обыкновенная человеческая лень. Три процента я
оставляю на то, когда тебе надо создать новый мир. В остальных же
случаях режиссеры просто пытаются облегчить себе работу. А раз уж так,
раз уж вам не хватает времени снять этот фильм самостоятельно, то и у
меня вряд ли найдется время его посмотреть.
Газета "Россия" №32 (20.08.2009)
|